Полезные материалы

Статья "Важные показатели, которые нужно анализировать в BI-системе"

#ОцифровкаБизнеса
Автор: Алексей Курашов

Важные показатели, которые нужно анализировать в BI-системе

Часто руководители сталкиваются с тем, что имеют желание начать анализировать сразу большое
количество показателей.

?! Но как понять с чего начать и какие показатели наиболее важные?

Эта ситуация вызывает трудности, особенно если эти показатели сочетаются с различными аналитиками
(структура компании, ответственные, номенклатура и прочее), направлениями, периодом анализа и глубиной детализации данных.

Хочу поделиться с вами основными показателями, которые присутствуют во всех компаниях. Мы их делим на основные перспективы по методологии BSC (сбалансированная система показателей):


Современный подход отражающий стремительно меняющийся курс может содержать больше перспектив:

- Финансы;

- Рынок и клиенты;

- Внутренние бизнес-процессы;

- Масштабирование и организационная структура;

- Обучение и развитие персонала;

- Информационные технологии (IT).


В нашем примере мы рассмотрим классический подход, состоящий из четырех основных перспектив:


1. Перспектива «Финансы», как правило содержит такие показатели, по которым собственники или
топ-менеджеры проводят оценку достижения стратегии бизнеса.

2. В перспективе «Рынок и клиенты» присутствуют показатели, которые отвечают на вопрос: «На каком рынке мы должны присутствовать, какой объем клиентов нам необходим и с какими клиентами работать, чтобы добиться финансовых показателей».

3. Перспектива «Внутренние бизнес-процессы» отвечает на вопрос: «Какие в нашей компании должны быть бизнес-процессы, как мы их должны оценивать, чтобы работать на нужных рынках и нужными клиентами».

4. Последняя перспектива «Внутренний и внешний HR» отвечает на вопрос: «Какие нам нужны сотрудники и как они должны быть обучены, замотивированы, чтобы эффективно исполнять эти бизнес-процессы».


Таким образом будет прослеживаться причинно-следственная связь показателей по перспективам:
«влияет на» или «зависит от».


Перечислю некоторые из показателей.


ФИНАНСЫ
1. Выручка кассовая
2. Выручка кассовая от продаж новым клиентам
3. Денежный поток
4. Выручка по отгрузке
5. Темп прироста выручки
6. Выручка по отгрузке от новых клиентов
7. Списание денежных средств
8. Расходы по начислению
9. Валовая прибыль
10. Рентабельность валовой прибыли
и еще 17 показателей...


РЫНОК И КЛИЕНТЫ
1. Новые клиенты
2. Темп прироста новых клиентов
3. Новые клиенты без повторных продаж
4. Действующие клиенты компании
5. Темп прироста действующих клиентов
6. Потерянные клиенты компании
7. Темп потери клиентов
8. Вернувшиеся клиенты компании
9. Темп возврата клиентов


ВНУТРЕННИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
1. Операционная эффективность бизнес-процессов
2. Финансовая эффективность бизнес-процессов
3. Объем выпущенной продукции
4. Прирост выпускаемой продукции
5. Норма качества производства
6. Коэффициент переделок
7. Качество выпускаемой продукции
8. Период логистики
9. Длина логистической цепочки
10. Средний чек клиента
11. Средний чек продажи
и еще 77 показателей...


ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ HR
1. Уровень вовлеченности персонала
2. Оценка персонала по STD
3. Индекс удовлетворенности сотрудников
4. Лояльность сотрудников
5. Корпоративные мероприятия
6. Рекламации на сотрудника
7. Укомплектованность штата
8. Планирование отпусков
9. Время набора сотрудников
и еще 10 показателей...


Большинство показателей, которые я представил здесь и которые отражены в нашем шаблоне по разработке BSC (сбалансированной системы показателей), мы успешно реализовывали в наших клиентских проектах по настройке и автоматизации на базе BI-системы «1С:Аналитика».

Готовы поделится шаблоном BSC и информацией по методике расчета каждого из показателей, а также как их использовать и визуализировать.